Новости

Творческое объединение "Кындыкан" поздравляет с Днем летнего солнцестояния и с Ысыахом!

Сегодня, 21 июня, день летнего солнцестояния, самый длинный день в году и в этот день якутяне отмечают свой главный национальный праздник — Ысыах, символизирующий связь с круговоротом жизни в природе.

Поздравляем всех с праздником!

И в связи с этими знаменательными событиями хотим рассказать Вам о праздниках народов Севера и Арктики России.
Пэгытти
Это чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. Оленные люди издавна считали, что небесные светила влияют на жизнь людей и именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд. При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. На праздник собираются люди из нескольких стойбищ.
Килвэй
Это праздник рождения телят. Он проходит в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу, освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо, а из свежего щавеля — варят рымавыт, а также делают оленью колбасу, мастерят из зелени фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэй еще называют праздником рогов. В день праздника, до восхода солнца на заранее подготовленном месте, укладывают на ивовые кусты рога разветвлением в сторону от яранги и кладут на них шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман, который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.
Выльгыкоранматйэмын
Это праздник осени и молодого оленя. В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день, когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда он разгорится, двое мужчин берут доску, на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов, тем самым сжигая усталость и отгоняя злые духи.

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но, прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места чтобы отогнать злых духов, и чтобы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.
Тыркыльыкоранмат или День быка
В основу этого праздника положен обряд благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь, где сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы. Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается, что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают обряд благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.
Польа
Праздник кита, самый известный и яркий праздник всех жителей побережья Северного Ледовитого океана, который проводится в конце августа, сентябре. Накануне праздника принято встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает всё поселение. Когда приносят кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительница национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром тушу кита выволакивают на берег, а потом охотникам дают специальные ножи, которые отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят на благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей, а из пластов снега возводят стенку с одной стороны, а также устанавливают колья, на которых кладут весла, а сзади руль от байдары, делают символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок», и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Они воспроизводят охоту на кита в сидячем танце, а после такой же танец исполняют и охотники. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.
Атыгак
Праздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях, где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.
Наскуныхкылык
Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бьет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает её кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!». Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.
Вурна Хатл или Вороний день
Вороний день празднуют 7 апреля каждого года. Весенний праздник Вурна Хатл – это день прилета на Север первых птиц, вестников того, что и сюда пришла весна и природа пробуждается после долгой зимней спячки. Название праздника Вороний день связано с тем, что обычно первыми прилетают вороны, которых все народы Севера считают самыми умными птицами и почитают их. Ворона считается древней покровительницей матерей и младенцев.

В день праздника на ветки деревьев, чаще всего березы, вешают связки калачей и баранок, повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, этим самым желая своим близким наилучшего в жизни. Устраиваются танцы и песнопения, в которых прославляются вороны.

Вороний день раньше считался чисто женским праздником, которые верят, что вороны приносят с собой радостную весть о приходе весны. Праздник выражает заботу о детях, стремление к лучшей жизни и благополучие в семье. В преддверии этого праздника все женщины занимаются приготовление разнообразной еды. Считается, что на праздничном столе должно быть не менее десяти разных блюд.
Made on
Tilda